Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 01.12.2024, 00:39 |
Сайт учителя начальной школы | |
Приветствую Вас Гость |
|
Использование элементов технологии В.Ф. Базарного.Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас) ». Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». После обсуждения данного вопроса на заседании МО учителей начальных классов, просмотрев фильм «Спасём детей, спасём Россию», мы решили внедрить в практику технологию, позволяющую вести работу по здоровьесбережению, о которой идёт разговор в данном фильме. Автором данной технологии является В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем обучения. Чем же привлекла наше внимание данная технология? Нас поразили данные, приводимые в этом фильме о том, что, если обучаясь в классической школе, дети теряют до 95% здоровья, то, занимаясь по системе В.Ф.Базарного, 95% детей улучшают здоровье. В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке физического и психического развития, а порой и потере здоровья школьника, так как природа создала наш организм так, что движение – главный принцип бытия. В течение урока дети практически обездвижены. При таком психомоторном закрепощении ученик начальных классов испытывает уже через 15 минут нагрузки, сравнимые с нагрузкой космонавта при старте. В результате ранняя стенокардия и нервные расстройства, не говоря уже о близорукости и искривлении позвоночника. У детей не развита телесная стойка, а телесная стойка - это психическая стойка, стойка волевая, поэтому, как правило, они идут в 1-ый класс с больным позвоночником. Позвоночник, минуя этап взрослости, идёт на этап старости. Поэтому учебные занятия автор рекомендует проводить в режиме смены динамических поз, для чего и используется ростомерная мебель – конторки, за которыми дети часть урока стоят, другую часть сидят за партой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль – позвоночник – основа энергетики нашего организма. Применение технологии мы решили начать с использования конторок. На собраниях родителей познакомили с данной технологией и её результатами. На сегодняшний день конторками укомплектованы 4класса (3а, 3в, 4б, 4в). В остальных классах от 3-ёх до 6-ти конторок. Ознакомившись с работой учителей других школ, мы пришли к выводу, что в классах, где конторок на данный момент не хватает, можно пойти другим путём. В таких классах учителя планируют построение урока таким образом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя». (Наиболее удобно вставать тогда, когда ученики слушают ответы товарищей или объяснения учителя). Важнейшей особенностью всех уроков по системе В. Ф. Базарного является то, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, в режиме постоянного поиска карточек с заданиями и возможными вариантами ответов, По воле учителя они могут оказаться и на стене, и на шторке, и в любом месте класса. Их нужно найти и использовать в своей работе, поэтому дети не только не прикованы к парте и конторке, а находятся в постоянном движении, в постоянном поиске. Постоянный спонтанный поиск – фундаментальное начало и важнейший принцип творческой самодеятельности человека. Проведение такой работы очень нравится детям. Каждый желает выйти и найти карточку. Данная работа часто проводится в группах, где выделяется лидер, отвечающий за работу всей группы, поэтому группы необходимо чаще менять. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Нами используются следующие ориентиры. 1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами (восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. 2. «Весёлые человечки». (Повтор движений человечка, изображённого на карточке.) Размер изображения равен 2см. 3.Тренажёр. В центре потолка класса (3а) незамысловатые круги и восьмёрки, схемы зрительных траекторий для глаз. Детский взгляд отдыхает, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. (Во всех остальных классах тренажёры на задней и боковых стенах класса.) 4. Упражнения с сигнальными метками. Так как в классе пока не установлен офтальмотренажёр, мы решили поступить следующим образом. В классе подвесили привлекающие внимание яркие зрительные, сигнальные метки. Под счёт «раз-два-три-четыре » дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Специальные держалки используются учителем для работы в режиме дальнего зрения, а также самими учениками в процессе формирования у них самоуправляемого ритма при чтении текста, развивающего у детей их речемоторную функцию. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль, тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Со 2ой четверти этого учебного года мы стали проводить упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Вот некоторые элементы этой гимнастики. 1.Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. 2.Медленно переводить взгляд вверх вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. 3.Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну точку, затем в другую. Повторить 3 раза. 4.Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Если в классической школе дети и телесно, и физически, и моторно-двигательно закрепощены в течение всего урока, то, работая в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (именно так называется система доктора В.Ф. Базарного), они могут не только менять позу и двигаться в разных направлениях, но и даже сесть на пол. И всё это нисколько не отвлекает от умственной деятельности, напротив активизирует её. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |