Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 01.12.2024, 00:33

Сайт учителя начальной школы

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 190
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Программы 4 класс

ПРОГРАММА
КУРСА «Изобразительное искусство
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
(для четырехлетней начальной школы)
Объяснительная записка
С момента своего рождения человек включается в функцио¬нирование определенной культуры как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности. С дет¬ства ребенка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества, как совокуп¬ности материальной целесообразности, так и духовной насыщен¬ности представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем разви¬тия духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и дея¬тельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком (научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.). Духовные качества обладают боль¬шей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок, включающих в процесс реакции на действительность. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстети¬ческой целесообразности не только одного индивида, но и все¬го человечества на основе накопленного духовного опыта.
Таким образом, с детства ребенок включается в уникальную интегративную структуру - духовную культуру, которая опреде¬ляет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура - достояние каждого и освоение ее -обязательный компонент формирования личности.
Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого ребенка определяется духовными запросами общества. В кон¬це двадцатого века ребенок не только рисует полет в космос, инопланетян, но и моделирует иные миры, обращаясь к искусст¬венному разуму - компьютеру, доверяя ему не только интеллек¬туальное отображение прогресса, но и «эмоциональную» его окрашенность, загоняя свои духовные качества в глубину созна¬ния. Когда они будут извлечены оттуда и будут ли извлечены вообще? Если допустить дальнейшее опущение духовного ком¬понента в развитии личности как проявление эстетической инер¬тности, то невостребованными окажутся духовные ценности, ибо для их восприятия необходима активность духовных качеств человека. Что может остановить падение духовного потен¬циала личности? Может ли школа сыграть свою положительную роль в развитии и сохранении духовного начала человека? Ког¬да начинать эстетическое воспитание, чтобы не стало необрати¬мо поздно?
Эстетические представления общества реализуют сиюми¬нутные представления об эстетическом идеале, пронизывают всю духовную культуру той или иной нации, проявляются как на уров¬не бытового мышления, так и на уровне художественного обоб¬щения, каковым является искусство. Таким образом, та или иная эстетическая тенденция пронизывает общественное сознание как на уровне бытового представления об эстетическом идеале, так и на уровне реализованного идеала, т.е. искусства, в том чис¬ле и народного.
Для того чтобы составить представление об эпохе, как в ис¬торическом, так и в духовном развитии культуры, необходимо рассматривать проявление этой эстетической тенденции в раз¬личных областях духовной деятельности: произведений искусст¬ва, эстетических теорий, социальных эстетических установок, про¬изведениях народной культуры. Каждая, личность является рет¬ранслятором этих явлений, и уровень развития эстетической куль¬туры общества есть уровень эстетического развития большинства.
Искусство является специфической формой отражения дей¬ствительности через ее моделирование в художественных обра¬зах. Произведение искусства в такой же мере правдиво, в какой и иллюзорно, в такой же мере конкретно, как и абстрактно, в такой же мере достоверно, как и ирреально. Созданное по воле за¬мысла художника в момент своей материализации оно переста¬ет принадлежать его творцу. Замысел переходит в материализо¬ванное произведение, а произведение ждет своего восприятия, которое невозможно без учета специфики самого произведения и активного присутствия человека, эстетически воспринимаю¬щего его. Как соотнести духовную модель мироздания, создан-ную художником, с реальным миром, окружающим человека? Как через произведение искусства познать эпоху, рождающую его?
Насколько многогранна жизнь в ее проявлении, насколько пол¬но она проявляется для человека в материальной форме, на¬столько она может быть освоена им через самостоятельную дея¬тельность на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.
Искусство как интегрированная духовная доминанта культу¬ры включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целост¬ной картины мира в его материальном и духовном единстве. Именно она (культура) является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, в котором он живёт, и в предметно-условном, каковым является искусство и какой он сам со¬здает в процессе своей практической деятельности. Как опреде¬лял В. Даль, «гармония» - соответствие, созвучие соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотно¬шение, согласие, согласность, стройность, благостройность» -все это может быть рождено на основе целесообразно-эстети¬ческой деятельности человека. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может. Дошкольный и младший школьный возраст - вре¬мя, когда закладываются основы духовности личности благода¬ря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира: естественно-природного и куль¬туры, созданной человечеством. Именно трудовое воспитание как смысл любой деятельности дает ребенку возможность не только отстраненного восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необхо¬димость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. При этом предметно-практическая деятель¬ность ребенка становится деятельностью познавательной, пред¬полагающей созерцание, размышление и практическую реали¬зацию замысла. Рождение идеи в голове ребенка, работа над замыслом, поиск средств его выполнения - важный и неотъем-лемый этап любой творческой деятельности. Выход за рамки реп-родуктивного труда, увеличение удельного веса интеллектуаль¬ного, расширение возможностей для творческой деятельности на уроках - путь к формированию развивающейся, духовно богатой личности. Изменяется и отношение к результату труда ребенка. Процесс и результат практической деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционально¬го выражения внутренних чувств как самого творящего ребенка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художествен¬ных произведений. Поэтому логично включение в образователь¬но-эмоциональное пространство детей театра как синтетическо¬го вида искусства, объединяющего литературу, музыку, изобрази¬тельное искусство и трудовую деятельность в условно реальном пространстве.
Предлагаемая программа является интегрированной развивающе – обучающей с приоритетом развивающей функции. В её основе лежит целостный образ окружвющего мира, которыё преломляется через отдельные виды творческой деятельности.Представленные в программе блоки, связанные с художественным трудовым воспитанием, реализуют своими средствами цель. Направленную на самрразвитие и рвзвитие личности ребёнка, на выявление творческого потенциала, на осознание целеположения деятельности.
Данная цель решается через ряд задач:
1Формирование духовных качииш личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.
2. Развитие качеств творческой личности, умеющей: а) ста¬вить цель, б) искать и находить решения поставленных перед ре¬бенком учителем или возникающих в жизни ребенка проблем, в) выбирать средства и реализовать свой замысел, г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт, д) находить речевое соот¬ветствие своим действиям и эстетическому контексту.
3. Формирование основ эстетических и политехнических зна¬ний и умений.
4. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэсте¬тическую духовную и практическую деятельность.
5. Расширение общекультурного кругозора учащихся. Примечание: задачи могут быть расширены при включении
в единую интегрированную программу курсов музыки, риторики и т.д.
Программный материал рассчитан на 1, 2, 3, 4-й классы, чем обеспечивает содержание четырехлетней начальной школы.
Архитектоника программы отражает ее интегрированный ха¬рактер и построена как по вертикальным, так и по горизонталь¬ным блокам, что дает возможность охватить целостность пробле¬мы и проследить ее развитие.
Она состоит из ряда блоков. Основополагающим является 
культурологический блок, объединяющий эстетические поня¬тия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскры¬ваются.
Второй блок - изобразительный. В нем эстетический кон¬текст находит свое выражение в художественно-изобразитель¬ной деятельности.
Третий блок - технико-технологический. В нем основопо¬лагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкрет¬ном предметном содержании.
Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, вос¬приятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и прак¬тической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотноше¬ние целого и частей, ритм и т.д., а уж потом - технологии выпол¬нения и изготовления. Размышление подразумевает создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного мате¬риала, определение рациональных путей (необходимых техноло-гических операций) его изготовления, определение последова¬тельности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятель¬ность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с со¬блюдением требований эстетического вкуса на основе эстети¬ческого идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.
Но при этом сохраняются задачи развития художественных и технических способностей детей. На основе интегративного под¬хода дети учатся целостно воспринимать художественные про¬изведения, видеть эстетическое в окружающем мире и техничес¬ких конструкциях и выявлять общие закономерности художествен¬но-творческого процесса
Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью кото¬рой является знание основ изобразительной и практической дея¬тельности. Владение этими знаниями и умениями - основа каче¬ства выполнения работы и успешности реализации творческого потенциала личности учащихся.
В программе приводится примерный перечень практичес¬ких работ. Основные требования к ним - эстетичность, практи¬ческая значимость, доступность. Важной составной частью прак¬тических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сце¬нической деятельности; б) основных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младше¬го школьного возраста. Выбор конкретных материалов остается за учителем. Все должно определяться целесообразностью, эко-логичностью. Упражнения являются залогом качественного вы¬полнения целостной работы. Освоенные через упражнения при¬емы включаются в практические работы по выполнению изобра¬зительных работ и изготовлению конкретных изделий. Предлага¬емые в программе виды работ имеют конкретную направленность: декоративно-прикладное наследие народов России, театрализо¬ванная деятельность как коллективная форма творчества. Это рисунки на темы, с натуры, на свободные темы, изделия, имитиру¬ющие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюст-рации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различ¬ной технике и из разных материалов, театральный реквизит: де¬корации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п. Уроки изобрази¬тельного искусства и труда - это изучение основ предметов и творческая деятельность учащихся, подготовка к маленьким и большим театрализованным праздникам, вхождение в культуру через знакомство с основами истории искусств.
Региональный компонент реализуется через знакомство с культурой и искусством, конкретные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами ипромыслами конкретной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
Методическая основа уроков - организация максимально про¬дуктивной деятельности детей, начиная с первого класса. Реп¬родуктивным остается только освоение изобразительных и тех¬нологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
Продуктивная, т.е. активная творческая деятельность учащихся направлена прежде всего на развитие мышления, воображения и речи. Постепенно, от класса к классу, доля участия учителя в организации познавательной деятельности учеников сокращает¬ся. 
К концу четвертого класса дети должны самостоятельно уметь:
- оценивать действительность с позиций эстетического;
- ставить цель, находить аналогии;
- выделять частные задачи;
- определять этапы создания изобразительных работ и изго¬товления изделий;
- рациональные способы преобразования материалов;
- сличать промежуточные и конечные результаты с образцами;
- давать эстетическую оценку результатам художественного труда, иметь представление об общеэстетических принципах.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосред¬ственным образом связана с речевым развитием детей. Оно по¬лучает наивысшее развитие в театрализованных действиях школь¬ников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения про¬изведений с использованием изготовленного детьми настоль¬ного театра, до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным обра¬зом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего харак¬тера.
Особое внимание уделяется вопросу оценки и отметки. Де¬ятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характе¬ру. Она включает творческую мыслительную деятельность и прак¬тическую часть по реализации замысла. Качество каждой из со¬ставляющих часто не совпадает и поэтому не может быть одной отметки за урок. Более ценны для ребенка качественная харак¬теристика его творчества на уроке и оценка его деятельности по самореализации.
Предлагаемый вариант программы рассчитан на проведение занятий 1 часа в неделю в каждом классе, 34 часа в год. Программа может быть расширена курсом музыки, который жела¬тельно разрабатывать с учетом региональных особенностей. 
Реализация программы требует от учителя творческого noi хода к отбору дидактического материала, активизации учащие учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов

ПРОГРАММА
«ЧТЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
(для четырехлетней начальной школы)
Р,Н,Бунеев Е,В,Бунеева

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интен¬сивное обучение различным видам речевой деятельности - чте¬нию и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая при¬вычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания про¬читанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выби¬рать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания тек¬ста - правильного типа читательской деятельности; одновремен¬ное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отно¬шений, нравственных ценностей; воспитание личности со свобод¬ным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к по¬ниманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литератур¬ными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значи¬тельное обогащение словаря); развитие творческих способнос¬тей детей.
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше мес¬та на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.
Для достижения целей обучения чтению и решения постав¬ленных задач подготовлена, апробирована и издана серия книг для чтения «Свободный ум»: 4-й класс - «В океане света», в 2-х ч.;
Нами взят за основу традиционный тематический принцип груп¬пировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объедине¬ны внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Книга «В океане света» - это курс русской детс¬кой литературы XVII-XX вв. для уроков чтения. Тексты располо¬жены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории ли¬тературы как процессе, о связи содержания произведения со вре¬менем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соот¬ношении конкретно-исторического и общечеловеческого факто¬ров. Содержание книги «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать все прочи¬танное в 1-4-м классах, составить представление о многообра¬зии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети чи> тают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе - его пе¬реводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе -пьесу, в 4-м классе - статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Берне). Иными сло¬вами, одним из ведущих принципов отбора и расположения мате¬риала, помимо названных выше, является монографический прин¬цип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благини¬ной, Ю. Владимирова, А. Волкова,О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой,В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Осте-ра, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, С. Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различ¬ных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для чи¬тателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения. Далее рассмотрим еще один путь решения поставленных в программе задач.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его моти¬вированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как ре¬ализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и по¬строения учебных книг, а значит, и системы уроков чтения в фор¬ме эвристической беседы.
В 4-м классе форма подачи текстов - диалоги постоянно дей¬ствующих героев - профессора Николая Александровича Рож¬дественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и «жи¬вых» писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В книге для чтения «В океане света» содержится обширный дополнитель¬ный материал: биографические сведения о писателях, воспомина¬ния современников, отрывки из писем и дневников.
Настоящая программа предусматривает и организацию само¬стоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уро¬ках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Глав¬ная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реа¬лизуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каж¬дой книги для чтения приводится примерный список книг для са-мостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книги для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по вы¬бору учителя. В случае, если.количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эс¬тетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.


Содержание программы

1. ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ 
Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи Сапгира, И Толмаковой, баллада– шутка , Ю.Мориц отрывки иэ скаэочной повести А ВОЛКОВА, фантистической повести Е. Велтистова, повести Э.Успенского, рассказы В.Железникова.
У истоков русской литературы.Отрывки из русских летописей.Русские народные сказки в рвнних записях.Оьрывки из «Слова о полку Игореве»,Стихи для детей поэтов 17в. Савватия, Симеона Полоцкого. Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей их прямая назидательность.
Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина и «Слящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей Е. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров, 
образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказы «Мальчики» А. Чехова, «Слон» А. Куприна, «Емеля-охотник» Д. Мамина-Сибиряка. Сюжет, герои, идейное содержание рассказов, мастерство писателей в создании характеров.
Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарс-'■й «Записки маленькой гимназистки». Детская литература •хгг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чу-'вского «Серебряный герб». Детские журналы 20-30-х гг. Дет-|ие стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владими¬ра. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов, еселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообра-жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Тол¬стого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три глстяка».
Детская литература 30-50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур [его команда») и Л. Кассиля («Дорогие мои мальчишки!»). Юмор сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатиричес-,ие стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 60-90-х гг. «Панорама поэзии для де-й»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Ю. Коринца, .Сапгира, Э. Мошковской, Г. Горбовского, Э.Успенского, Н. Мат-.еевой, пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыфе-рова. Знакомство с творчеством молодых детских писателей ч.Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

4-й класс
/ полугодие. Сознательное, правильное, достаточно беглое чте¬ние целыми словами с использованием интонации, соответству¬ющей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух - 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
// полугодие. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм с использовани¬ем средств выразительности устной речи. Самостоятельная под¬готовка к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 90 слов. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
* Здесь и далее параметры чтения про себя указаны по материалам экспе¬риментального исследования М.И. Омороковой, И.А. Раппопорта, И.З. Посто-ловского (см.: Оморокова М.И., Раппопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М.: Просвещение, 1990. С. 10-13; Аркти, 1997).
156

Темп чтения про себя к концу обучения в начальной школе - на 5О и более слов выше, чем при чтении вслух. , Учитывая индивидуальные особенности детей (отклонения в здоровье, медлительность, леворукость, нарушение речевого раз-1ития и т. д.), можно установить определенный диапазон норма¬тивной скорости чтения по окончании начальной школы: от 70 до 50 слов в минуту при чтении вслух и от 100 до 140 слов при гении про себя.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
4-й класс
Развитие умений:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- прогнозировать содержание текста по заглавию, ил¬люстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (эта¬пы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль про¬читанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и са¬мостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на
определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть пра¬вильным типом читательской деятельности, а именно:
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов:
- самостоятельно выделять слова в тексте:
- проводить «диалог с автором»: по ходу чтения само стоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, конт ролировать себя
- формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавие текста;
- составлять простой и сложный планы;
- пересказывать текст по плану.

4. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного про¬изведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской ли¬тературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
- определить тему произведения, его главную мысль, рас¬сказать сюжет;
- назвать героев произведения, увидеть в тексте образы-пер¬сонажи, описания природы и интерьера;
- видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описа¬ния, интерьера в тексте;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочи¬танному;
- представлять картины, нарисованные автором; эмо¬ционально переживать прочитанное.
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО
С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
4-й класс
Детская литература, история детской литературы, темы произ¬ведений детской литературы. Творческая индивидуальность пи¬сателя.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучи¬тельный смысл).
Баллада - рассказ в стихах.
фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
- практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические проиэведения:
- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая по¬весть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, послови¬цы и поговорки.

6. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 
4-й класс
Обучение:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе само¬стоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, са¬мостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотво¬рений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать худо¬жественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и от¬рывки прозы.

Dnevnik.ru
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz