Внеклассная работа
По дорогам сказок
Оформлена выставка книг «По дорогам сказок»
1.Вступительное слово учителя
Андерсен Ханс Кристиан (1805 – 1875)
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки. Рано потеряв отца, он в полной мере испытал горечь и унижение бедности. В Копенгаген Андерсен попадает в 14 лет, пытаясь получить работу и мечтая стать поэтом.
В 1822 году ему посчастливилось опубликовать сборник "Юношеские опыты", куда вошли несколько пьес, новелл и стихотворений. В тот же год 17-летний юноша, не имевший даже элементарного образования, садится за парту вместе с малышами. В 1828 он уже студент университета, а в 1829 на сцене Королевского театра в Копенгагене ставится пьеса Андерсена "Любовь на башне святого Николая, или что скажет партер". Публикуется его первый очерк "Прогулка пешком с Хольмского канала до восточной оконечности острова Амагер в 1828-1829 годах".
С этого времени жизнь писателя - бесконечный творческий труд, частые путешествия по Дании и за границу, незабываемые встречи с Гейне, Гюго, Дюма-отцом, Шуманом, Вагнером, Диккенсом и другими.
В основе литературных сказок Андерсена лежат не только народные сказки, но и народные предания, поверья, пословицы, а также отдельные литературные произведения. В его сказках всегда торжествуют добро и любовь.
В России сказки Андерсена впервые были изданы на русском языке в 1844. Всемирная слава пришла к нему при жизни. В Дании, где дольше всего не признавали талант писателя, в 1867 г. его избирают почетным гражданином родного Оденсе. Писатель умер 4 августа 1875 года. В стране был объявлен национальный траур. На могиле поэта-сказочника - его любимые белые розы.
2.Викторина.
1.Из какой сказки эти строки?
2.Героями каких сказок являются эти персонажи?
3. Кому принадлежат эти строки?
Ах мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло.
(Свинопас)
Какой же это индюшонок? - спросила утка. Вон как славно гребёт лапками. И как прямо держится
(Гадкий утёнок)
Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом
(Дюймовочка)
Теперь сердце должно было его превратиться в кусок льда! Боль прошла, но самый осколок остался
(Снежная королева)
Герда Снежная королева
Кай – Снежная королева
Мышь - Дюймовочка
Ласточка – Дюймовочка
Женщина – финка Снежная королева
Ты маленькое солнышко Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого брата?
Снежная королева
Прощай, милая ласточка Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом!
Дюймовочка
3. Инсценирование сказки Дюймовочка
«Милой мамочке моей»
Ведущий.
Дорогие гости, мамы и бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, с первым весенним праздником — Международным женским днем 8 Марта!
8 Марта — день торжественный,
День радости и красоты!
На всей земле он дарит женщинам
Свои улыбки и цветы!
Ребенок.
Мама — слово дорогое,
В слове том тепло и свет!
В славный день 8 Марта
Нашим мамам шлем…
Дети. Привет!
Исполняется песня «Мамин праздник», слова Т. Волгиной, музыка А Филиппенко.
1-й Ребенок.
Улыбаюсь я, как мама.
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же нос,
И такой же цвет волос!
Ростом ниже я, но все же
И глаза и нос похожи!
Ходим в ногу я и мама.
«Так похожи!» — говорят.
Только мама смотри прямо,
Я — налево и направо,
А еще смотрю назад!
2-й Ребенок.
Спорить с вами не хочу,
Вы мне так поверьте,
Моя мама лучше всех,
Лучше всех на свете!
Мама жарит пирожки,
Мама клеит маски
И рассказывает мне
Каждый вечер сказки!
А еще известна ей
Песня «Баю-Баю».
Мама только запоет,
Сразу засыпаю!
3-й ребенок.
Соберем для мамы робота такого,
Чтобы всю работу делал он толково.
И стирал, и гладил, жарил и варил,
И полы на кухне подметал и мыл.
Чтобы мог заштопать рваные штанишки,
Чтоб читал он на ночь
Нам с сестренкой книжки!
И, придя с работы, мама удивится:
Никакой работы, можно спать ложиться!
Исполняется сценка по стихотворению Э. Успенского «Все в порядке». На полу раскидано несколько игрушек. Среди них сидит мальчик, играет в кубики. Все слова в сценке сопровождаются соответствующими действиями.
Ведущий.
Сегодня на праздник к нам пришли не только мамы, но и бабушки! И их мы тоже хотим поздравить!
1-й Ребенок.
Очень бабушку свою,
Маму мамину, люблю!
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать!
2-й Ребенок.
Я, ребята, бабушке не грублю,
Потому что бабушку я люблю!
Будем нашим бабушкам помогать с тобой.
Улыбайся, бабушка! Всегда будь молодой!
Ведущий.
Есть много разных песенок
На свете обо всем.
А мы сейчас вам песенку
О бабушке споем!
Исполняется песня «Для кого мы поем?», слова О. Фадеевой, музыка В.Иванникова.
Ведущий.
Родные бабушки и мамы,
Мы так всегда гордимся вами!
От всей души вам дарят дети
Подарки простенькие эти!
Звучит музыка, дети дарят подарки мамам и бабушкам. Затем на середину выходят мальчики.
1-й мальчик.
Праздник сегодняшний мы продолжаем,
Девочек наших мы поздравляем!
Мы бы отдельно спели для каждой,
Только поем мы очень неважно!
2-й мальчик.
Если дразнили мы вас обидно,
Честное слово, нам очень стыдно.
И не от злости, а по привычке
Дергали часто вас за косички!
3-й мальчик.
Даже ударить может мальчишка.
Больно, конечно, только не слишком.
Все мы задиры, знаете сами,
Но обижать вас больше не станем!
Все вместе.
Очень вас просим, вы нас простите,
И поздравления наши примите!
Мальчики вручают девочкам, мамам и бабушкам подарки. Звучит музыка.
Праздник продолжают развлекательные конкурсы для мам, бабушек и девочек.
Спортивно-игровой праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Ведущий. Наш праздник посвящён защитникам Отечества: тем, кто когда-то в бою отстаивал свободу своей Родины и погибал за неё, тем, кто сейчас охраняет наши рубежи, и тем, кому ещё предстоит стать защитником Отечества.
1-ый ученик. Спать легли однажды дети,
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны!
2-й ученик. Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдан на поле боя
За народ, за нас с тобой...
3-й ученик. Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым,
Слава павшим и живым-
От души спасибо им!
4-й ученик. дата есть особого значения-
Сыновей отважных день рожденья.
Весь народ российский в эту дату
Шлёт привет матросу и солдату.
Ведущий: Поздравляем всех мужчин с праздником. Желаем быть сильными, ловкими, смелыми.
5-й ученик. По плечу победа смелым,
Ждёт того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит,
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Конкурс 8. Ведущий читает командам по очереди фразеологизмы. дети объясняют их смысл.
Рыцарь без страха и упрёка. (Смелый, великодушный человек.)
Рыцарь плаща и кинжала. (Тайный убийца и грабитель.)
Ехать стремя в стремя. (Ехать рядом.)
Рыцарь на час. (Слабовольный человек, не способный к длительной борьбе ради благородной цели.)
Встать на дыбы. (Не соглашаться с кем-либо.)
Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)
Конкурс 9. Ученики должны с завязанными глазами найти своих пап среди всех мужчин, сидящих в классе.
Конкурс 10. В классе спрятан пакет. Команды должны найти его и
выполнить содержащееся в нём задание. (В пакете лежат конфеты и
задание: «Молодцы! Вы первые обнаружили пакет. Приз надо разделить
между всеми участниками соревнований».)
Ведущий: Заканчивая наш праздник, мы хотим ещё раз поздравить мужчин с днём защитника Отечества. Послушайте шуточные стихи Н. Ботовой.
1-й ученик. В школу папы прибежали,
Ух, народу сколько тут.
Где же будут состязанья?
Где награды раздают?
2-й ученик. Папа наш- великий мастер,
Может полку смастерить.
Только к нам соревноваться
Он не думает спешить.
З-й ученик. А наш папа- молодец, На работе лучший спец, Мы на старт его поставим И выигрывать заставим.
4-й ученик. Папа наш с большим успехом В состязаньях выступал, Полпути с скакалкой прыгал, Полпути бегом бежал.
5-й ученик. Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
б-й ученик. делу время- час забаве, Команда первая- направо, Тут- вторая становись. Состязанья начались!
Конкурс 1. Передать мяч через голову от первого до последнего игрока и обратно.
Конкурс 2. Ученики должны пройти по кочкам (лежащим на полу дощечкам), не упав с них.
Конкурс 3. По полу разбросаны « шашки» (круги, вырезанные из бумаги). Ведущий вызывает по одному участнику из каждой команды, которые должны «разминировать поле», т. е. собрать разбросанные «шашки». Побеждает тот, кто соберёт больше «шашек» за определённьтй промежуток времени.
Конкурс 4. Ведущий задаёт вопрос первой команде. Отвечать может любой игрок. Если ответа у команды нет, может ответить вторая команда и получить очко. Затем задаётся вопрос второй команде.
ВОПРОСЫ:
1. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)
2. Почему копьё и щит — неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе. Щит защищает, копьё поражает.)
3. Кто сказал: «Тяжело в ученые, легко в бою?» (А.В .Суворов.)
4. Как называют бойца невидимого фронта» ? (Разведчик.)
5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга.)
б. Как назывались наплечные знаки в русской армии и флоте?(Погоны, эполетьи.)
Конкурс 5. Игра «Патроны на передовую». Ведущий даёт каждой команде ложку и шарик. Ученики должны по очереди добежать до конца класса и обратно, не уронив шарика, который лежит в ложке.
Конкурс б. Ведущий даёт каждой команде мешочек с песком. Ученики должны по очереди бросить мешочек и попасть в ведро. Засчитывается количество попаданий в цель.
Конкурс 7. Учитель заранее готовит карточки, на которых записаны слова: манекенщица, балерина, солдат, гусь. По два участника из каждой команды берут по одной карточке и показывают походку соответствующего человека или животного.
История праздника
23 февраля – День Защитника Отечества
Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотьемлемой частью величия российского государства. В истории войн и сражений советского периода имеется немало знаменательных дат, связанных с крупными победами Красной армии, которые сыграли важнейшую роль в истории России. Эти победы и сражения вызывают у наших школьников, молодежи законную гордость за страну и живой интерес к ее истории.
23 ФЕВРАЛЯ – День Защитника Отечества
Свыше семи десятилетий 23 февраля в нашей стране отмечался как праздник — день Советской армии и Военно-морского флота. История возникновения этого праздника такова.
Решение о создании рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было принято 15 (28 по новому стилю) января 1918 г. и оформлено декретом Совнаркома.
18 февраля 1918 г. после того, как Троцкий сорвал подписание мира, немецкие войска перешли в наступление по всему Восточному фронту почти распавшейся старой русской императорской армии — от Финского залива до устья Дуная. Основной удар направлялся на столицу Советской республики — Петроград.
Пользуясь своим численным и техническим превосходством, враг к 21 февраля захватил значительную часть Белоруссии, Украины и Прибалтики. На северо-западе немцы вышли на псковское направление. Смертельная опасность для Отечества нарастала с каждым часом.
21 февраля советское правительство обратилось к народу с декретом-воэзванием «Социалистическое отечество в опасности!». 22 и 23 февраля стали днями массовой мобилизации рабочих на защиту молодой Советской республики. В результате только питерские предприятия послали на фронт около 20 тыс. бойцов. В Красную армию записывались многие солдаты Северного и Западного фронтов.
В результате на многих участках в Эстонии и Латвии, под Ревелем, Нарвой и Псковом, в Белоруссии сопротивление немецким войскам усилилось, там происходили ожесточенные бои. Так, в сводке германской Главной квартиры (Ставки) отмечалось, что южнее Пскова германские войска «натолкнулись на упорное сопротивление». Немецкое
командование признавалось, что в боях за Псков их войска понесли большие потери.
Поэтому именно те февральские дан 1918 г., дни всеобщей мобилизации и героической оборонных наших северо-западных рубежей, в действительности и стали днями рождения Красной армии. Не случайно Исполком петроградского Совета объявил один из этих дней —23 февраля 1918 г. днем защиты социалистического Отечества. Эго определение, как мы видим, очень похоже на название пращника, которое утвердила Госдума в феврале 1995 г.
Предложения организовать день Красной армии рождались едва ли не сразу после ее создания и затем возникали неоднократно, Речь при этом велась не о государственном празднике, а об агитационном разовом мероприятии, каковых в годы Гражданской войны проводилось немало. Среди них дни «красноармейца-фронтовика», (красного офицера» и др. Например, 3 января 1919 г., по постановлению ВЦИК, на всей территории РСФСР проводился день винтовки с целью мобилизовать население на сдачу находящегося у него на руках оружия а соответствии с декретом СНК от 10 декабря 1918 г. А по постановлению комиссии при ВЦИК, на воскресенье 9 февраля 1919 г. намечался день Красного подарка с целью собрать материальные и денежные средства для Красной армии.
В первые дни января 1919г. вспомнили и о приближающейся годовщине декрета СНК об организации РККА. 10 января председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в Президиум ВЦИК письмо с предложением отпраздновать годовщину создания Красной армии, приурочив празднование к 28 января (по новому стилю), дню издания декрета, или к ближайшему воскресенью до или после 28 января. Но в связи с тем, что за короткое время сложно было организовать и подготовить все многочисленные мероприятия, предлагавшиеся Подвойским, было принято решение приурочить день празднования Красной армии ко «дню Красного подарка», который имел прямое отношение к Красной армии. 5 февраля «Правда» и другие газеты опубликовали следующую информацию:
Устройство дня Красного подарка). ло всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января.
Следует также отметить, что в постановлении Президиума ЭЦИК, принятом 18 января 1923 г., впервые после 1919 г. объяснялась причина празднования дня Красной армии именно 23 февраля. В документе утверждалось: ((23 февраля 1923 г. Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет то назад, был опубликован декретах Совета Народных Комиссаров от 15 января того же года, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры.
В 1938 г. вышла в свет «История ВКГТ (б). Краткий курс», з которой излагалась новая версия происхождения даты праздника 23 февраля, совершенно не связанная с декретом СНК от 15 (28) января 1918 г. В книге утверждалось, что в 1918 г. под Нарвой и Псковом и Немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма — 23 февраля — стал днем рождения молодой Красной Армии.
В приказе Народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 г. И.В. Сталин, исходя из задач войны, подкорректировал вьшеприведенную формулировку: ‘Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну. наголову разбили немецких захватчиков под Псковом, и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день
23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии.. С февраля 1946 г. Красная армия стала называться Советской армией, и название праздника, соответственно, изменилось надень Советской армии и Военно-морского флота.
В феврале 1995 г. Госдума приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Поскольку Вооруженные силы Российской федерации являются правопреемниками Вооруженных сил СССР, армейский праздник вошел в перечень дней воинской славы. И сейчас мы отмечаем 23 февраля как день победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — день защитников Отечества.
Современных воинов звание защитника Отечества обязывает ко многому. В сложных, нестабильных условиях начала нового века важно сохранить славные традиции российской армии и передать их молодежи, которая будет способна удержать в своих крепких руках знамя нашей великой и свободной Родины.
Осторожно, огонь
Класс оформлен плакатами, рисунками на противопожарную тематику.
Примерное содержание лозунгов и плакатов:
Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтобы в ваш дом
пришла беда,
Будьте с огнем
гОсторожны всегда.
НЕ играй , дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички невелички
Может дом сгореть дотла.
На стендах выставлены детские книги:
Ж и т ков. «Пожар в море», «дым», «Пожар»;
Л. Н. То л ст о й. «Пожар», «Пожарные собаки»;
Е. Пер мя к. «Как огонь воду замуж взял»;
Ю. Я ков лен. «Кто о чем поет»;
С. Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;
К. Чуковский, «Путаница»;
Г. Ц ы ф е р о в. «Жил на свете слоненок».
Ведущий.
Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшей стихии.
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и па производстве
1 ученик.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
2-й ученик.
В рзботе .электроросварщика используются полезные свойства огня.
Ты видел, как он
Управляет огнем?
Железная маска
Надета на нем.
Вот строится дом — Посмотри поутру:
Он в стеганой куртке
Сидит на ветру.
Варил он опоры
Могучих мостов,
Варил он суда
Из огромных листов...
Железо с железом
Он может сварить!
Он добрый волшебник,
Что тут говорить?!
Ведущий.
Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
3-й ученик.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он эмейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
4-й ученик.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит Листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищный делает бросок!..
5-й ученик.
да, огонь бывает разный — бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
б-й ученик.
Злой огонь — огонь пожара,
Злой огонь — огонь войны!
От безжалостного жара
дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
Ведущий.
Часто пожары возникают по вине школьников.
Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.
Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор.
Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах ЖИЛЫХ домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
1-й ученик.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-Невелички
Может дом сгореть дотла.
2-й ученик.
Младшим братьям и сестричкам
Пионеры говорят:
<(Крепко помните, что спички — Не игрушка для ребята!
3-й учёник
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого лугача
Путь обычный до врача!
4й ученик.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может быть беда большая
для построек и людей.
В еду iц и й.
Очень опасна шалость с легковоепламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин. ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьямя.
Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электрические приборы.
Звучит грамзапись песни В. Шаинского и Л. Ошанина «Песенка <О1ь.
5-й ученик.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит — три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
б-й ученик.
Этот дядя не жалеет, что в лесу
Окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
«Как же Вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
7-й ученик.
Кто от молнии спасает?
Это молнинеотвод!
Он в грозу нас не подводит
В землю молнию уводит.
8-й ученик.
При пожаре,
При пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре,
При пожаре
Набирают еНоль-одинi!
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожяе сторонятся — Пожарные торопятся!
Ведущий.
Но иногда в жизни случается и так, как я писано в стихотворении с. я. Маршака сказ о неизвестном героев.
1-у ч е н и к.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Илхуг фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Ведущий.
Вот таких героев, ваших сверстников, в нашей стране, сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасало государственное имущество.
Юных героев награждают медалями <(За отвагу на пожаре. О некоторых из них рассказывает диафильм, который так и называется За отвагу на пожаре..
Ведущий объявляет конкурс «Отгадай з
1. Выпал на пол уголек,
деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой).
2. Если младшие сестричкя Зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички те ... (Отнять).
3. Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстро все ... (убрали).
4. Шипит и элится, Воды боится, С языком, а не лает, Вез зубов, а кусает. (Огонь.)
5. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от элости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь).
Подведение итогов.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи
Потому чтот отважным
Эпоха принадлежит.
Предвидеть и предупредить –
правила поведения учащихся в зимний период времени
Лед. Безопасность на льду
При отрицательной температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое, кристаллизуется образуя ЛЁД. по происхождению лед бывает атмосферный (град, иней, снег), водный (ледяной покров), внутриводный донный), грунтовый (промерзший грунт), натечный (намерзшая вода, сосульки) ледниовый, искусственный.
С приходом зимы и наступлением морозов водоемы покрываются льдом. Характер льда, его толщина, прочность во многом зависят от температуры воздуха:, продолжительности морозов, состава воды, скорости течения. Ровный, гладкий, однородный лед образуется на защищенной от ветра поверхности воды. Он характеризуется отсутствием на его поверхности различных предметов, кусков льда, торосов, снежных сугробов.
При равных условиях в пресной воде лед образуется быстрее и бывает толще, чем в соленой. Постоянно низкая температура воздуха приводит к образованию ледостава.
После образования ледостава лед используется в качестве сезонных переправ для пешеходов, автомобильного и гужевого транспорта. Во льду прорубаются места для забора воды. Лед используется при проведении активного отдыха и развлечений: катание на коньках, санях, лыжах, проведение походов, соревнований, спортивных и подвижных игр, рыбной ловли.
Наряду с положительными сторонами ледостав характеризуется наличием реальных опасностей. Это связано с возможностью падения человека в результате скольжения и получения травмы, неожиданного проламывания льда кипопадания в холодную воду или под лед, в прорубь, полынью, трещину, прибрежных льдов с людьми и техникой, переохлаждение в случае длительного пребывания на льду в холодную погоду. Особую опасность представляет пребывание людей на льду в условиях ограниченной видимости: ночь, туман, снегопад,
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться а прочности льда помощью палки. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.
° Катеторически запрещается проверять прочность льда ударами ног.
о Во время движения по льду следует обращать внимание на его поверхность, обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение. родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п. Безопасным для перехода пешехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметров.
о При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5б метров и быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди. Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится в санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
о Пользоваться площадками для катания на коньках на водоемах разрешается только после тщательной проверки прочности льда, Толщина льда должна быть не менее 12 сантиметров, а при массовом катании — не менее 25 сантиметров.
При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо их взять на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.
На ледовых переправах КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• Пробивать лунки для рыбной ловли и других целей
• Переход и проезд в неогражденных и неохраняемых местах.
"Наш друг – светофор”
Ведущий Начинаем разговор
Про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.
(поднимает красный кружок)
Красный глаз его горит
- Сядь поближе,- говорит.
(поднимает желтый кружок)
Вот он смотрит желтым глазом:
- Приготовиться к рассказу.
(поднимает зеленый кружок)
Вот горит зеленый глаз –
Начинается рассказ.
Утром во вторник, ворча на людей,
Брел по проспекту колдун – чародей.
Мрачно за щеку держался рукою-
Зубы ему не давали покою.
Больше всего донимал коренной-
Самый волшебный и самый больной.
Думал колдун: "Ах вы, зубики бедные!
Что бы придумать мне вредное, вредное?
Что бы такое сейчас совершить,
Чем бы мне всех напугать, устрашить?
Ну-ка, начну-ка сейчас колдовать!
Эники- беники- восемью пять!
Что он такое зловеще бормочет?
Что он ужасное выдумать хочет?
Может, сказавши такие слова,
Сразу же он превратится во льва?
Может он станет огромным, как башня?
Это, конечно, немножечко страшно.
Нет, он задумал других напугать:
Эники- беники -восемью пять!
Только лишь вымолвить это успел он,
Зубом волшебным едва проскрипел он-
Все светофоры исчезли вокруг,
Все переходы растаяли вдруг.
(уч-ся прячут круги за спину)
Вы представляете, что натворил он,
Что наскрипел он, наговорил он?
Как же теперь нам проехать, пройти?
Что теперь может произойти?
(уходят)
Тут, наверное, скажет кто-то
- Это что за колдовство- то!
Это что за волшебство-
Не случилось ничего!
Ну исчезли переходы-
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти!
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет…
Может в нем и толку нет?
Что я слышу?
Вот те на!
Вот так рассужденья!
Позабыл про колдуна я от удивленья.
А как раз по мостовой шел трамвай сороковой.
На автобус сорок третий
Мчалась "Волга” словно ветер.
Грохотал тяжелый ”МАЗ”:
-Cветофор, открой свой глаз!
Видишь, мчится транспорт встречный
По дороге поперечной!
Срочно нужен красный свет!
Светофоров больше нет!
Переходы стерлись тоже!
-Эй, куда же ты, прохожий!
Возвращайся с мостовой!
Ты рискуешь головой!
А за ним уж трое сразу
Проскочили перед "МАЗом”!
Вот уже толпа идет
Через улицу вразброд!
Это все уже не шутки-
Прямо страшно! Просто жутко!
Вот один уже упал,
Чуть под "Волгу” не попал!
Тормоза визжат с разгона,
На дыбы встают вагоны.
А у вздыбленных машин
Дым клубится из-под шин!
Ох, какие страсти на проезжей части!
Проезжайте как хотите!
Где хотите – проходите!
Свалка! Пробка! Чехарда!
Ну кому теперь
В ту же пробку на беду
Влез и ужасный зловредный колдун.
Спасся едва от автобуса он,
Стукнулся лбом о трамвайный вагон.
Вылетел зуб у него коренной,
Самый волшебный и самый больной!
Зуб куда-то укатился-
Беспорядок прекратился.
Испарилось волшебство,
Словно не было его.
"Ну!”- сказал колдун ужасный,-
Все теперь мне стало ясно!
Шишку я поставил из-за этих правил!
Значит даже колдуны
Нарушать их не должны.
Говорят, что колдунишка
Не колдует с этих пор…
А тебе мигает с книжки
На прощанье светофор.
Для тебя горят они
Светофорные огни.
Красный – стой!
Желтый – жди!
А зеленый – проходи!
Частушки
Я сегодня изучаю
Правила движения,
Чтоб немножко разрядить
Ваше напряжение.
Это всем должно быть ясно,
Даже тем, кто ходит в ясли
Должен знать ты каждый знак,
Он стоит не просто так.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Должен знать ты каждый знак,
Он стоит не просто так.
Игра " Светофор”
Ведущий -Программа наша к концу подошла
Теперь от вас ждем дружный ответ.
Если знаете – хором ответите, да или нет.
1вопрос Быстрая в городе нашем езда.
Правила знаешь движения?
(да)
2вопрос Вот в светофоре горит красный свет.
Можно идти через улицу?
(нет)
3вопрос Ну, а зеленый горит? Что тогда?
Можно идти через улицу?
(да)
4вопрос В автобус сел, не взял билет.
Так поступать полагается?
(нет)
5вопрос Старушка, преклонные очень года,
Ты место уступишь ей в транспорте?
(да)
6вопрос Тебе не исполнилось 14 лет,
На велике можно по улице?
(нет)
7вопрос Играть на проезжей части всегда
Разрешается нашим ребятам?
(нет)
Ведущий Как проехать, как пройти,
Где налево, где направо
Обо всём узнаешь ты
Из дорожных правил.
1.Вступительное слово учителя
Андерсен Ханс Кристиан (1805 – 1875)
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в провинциальном городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и прачки. Рано потеряв отца, он в полной мере испытал горечь и унижение бедности. В Копенгаген Андерсен попадает в 14 лет, пытаясь получить работу и мечтая стать поэтом.
В 1822 году ему посчастливилось опубликовать сборник "Юношеские опыты", куда вошли несколько пьес, новелл и стихотворений. В тот же год 17-летний юноша, не имевший даже элементарного образования, садится за парту вместе с малышами. В 1828 он уже студент университета, а в 1829 на сцене Королевского театра в Копенгагене ставится пьеса Андерсена "Любовь на башне святого Николая, или что скажет партер". Публикуется его первый очерк "Прогулка пешком с Хольмского канала до восточной оконечности острова Амагер в 1828-1829 годах".
С этого времени жизнь писателя - бесконечный творческий труд, частые путешествия по Дании и за границу, незабываемые встречи с Гейне, Гюго, Дюма-отцом, Шуманом, Вагнером, Диккенсом и другими.
В основе литературных сказок Андерсена лежат не только народные сказки, но и народные предания, поверья, пословицы, а также отдельные литературные произведения. В его сказках всегда торжествуют добро и любовь.
В России сказки Андерсена впервые были изданы на русском языке в 1844. Всемирная слава пришла к нему при жизни. В Дании, где дольше всего не признавали талант писателя, в 1867 г. его избирают почетным гражданином родного Оденсе. Писатель умер 4 августа 1875 года. В стране был объявлен национальный траур. На могиле поэта-сказочника - его любимые белые розы.
2.Викторина.
1.Из какой сказки эти строки?
2.Героями каких сказок являются эти персонажи?
3. Кому принадлежат эти строки?
Ах мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло.
(Свинопас)
Какой же это индюшонок? - спросила утка. Вон как славно гребёт лапками. И как прямо держится
(Гадкий утёнок)
Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом
(Дюймовочка)
Теперь сердце должно было его превратиться в кусок льда! Боль прошла, но самый осколок остался
(Снежная королева)
Герда Снежная королева
Кай – Снежная королева
Мышь - Дюймовочка
Ласточка – Дюймовочка
Женщина – финка Снежная королева
Ты маленькое солнышко Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого брата?
Снежная королева
Прощай, милая ласточка Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом!
Дюймовочка
3. Инсценирование сказки Дюймовочка
«Милой мамочке моей»
Ведущий.
Дорогие гости, мамы и бабушки! Поздравляем вас с наступлением весны, с первым весенним праздником — Международным женским днем 8 Марта!
8 Марта — день торжественный,
День радости и красоты!
На всей земле он дарит женщинам
Свои улыбки и цветы!
Ребенок.
Мама — слово дорогое,
В слове том тепло и свет!
В славный день 8 Марта
Нашим мамам шлем…
Дети. Привет!
Исполняется песня «Мамин праздник», слова Т. Волгиной, музыка А Филиппенко.
1-й Ребенок.
Улыбаюсь я, как мама.
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же нос,
И такой же цвет волос!
Ростом ниже я, но все же
И глаза и нос похожи!
Ходим в ногу я и мама.
«Так похожи!» — говорят.
Только мама смотри прямо,
Я — налево и направо,
А еще смотрю назад!
2-й Ребенок.
Спорить с вами не хочу,
Вы мне так поверьте,
Моя мама лучше всех,
Лучше всех на свете!
Мама жарит пирожки,
Мама клеит маски
И рассказывает мне
Каждый вечер сказки!
А еще известна ей
Песня «Баю-Баю».
Мама только запоет,
Сразу засыпаю!
3-й ребенок.
Соберем для мамы робота такого,
Чтобы всю работу делал он толково.
И стирал, и гладил, жарил и варил,
И полы на кухне подметал и мыл.
Чтобы мог заштопать рваные штанишки,
Чтоб читал он на ночь
Нам с сестренкой книжки!
И, придя с работы, мама удивится:
Никакой работы, можно спать ложиться!
Исполняется сценка по стихотворению Э. Успенского «Все в порядке». На полу раскидано несколько игрушек. Среди них сидит мальчик, играет в кубики. Все слова в сценке сопровождаются соответствующими действиями.
Ведущий.
Сегодня на праздник к нам пришли не только мамы, но и бабушки! И их мы тоже хотим поздравить!
1-й Ребенок.
Очень бабушку свою,
Маму мамину, люблю!
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать!
2-й Ребенок.
Я, ребята, бабушке не грублю,
Потому что бабушку я люблю!
Будем нашим бабушкам помогать с тобой.
Улыбайся, бабушка! Всегда будь молодой!
Ведущий.
Есть много разных песенок
На свете обо всем.
А мы сейчас вам песенку
О бабушке споем!
Исполняется песня «Для кого мы поем?», слова О. Фадеевой, музыка В.Иванникова.
Ведущий.
Родные бабушки и мамы,
Мы так всегда гордимся вами!
От всей души вам дарят дети
Подарки простенькие эти!
Звучит музыка, дети дарят подарки мамам и бабушкам. Затем на середину выходят мальчики.
1-й мальчик.
Праздник сегодняшний мы продолжаем,
Девочек наших мы поздравляем!
Мы бы отдельно спели для каждой,
Только поем мы очень неважно!
2-й мальчик.
Если дразнили мы вас обидно,
Честное слово, нам очень стыдно.
И не от злости, а по привычке
Дергали часто вас за косички!
3-й мальчик.
Даже ударить может мальчишка.
Больно, конечно, только не слишком.
Все мы задиры, знаете сами,
Но обижать вас больше не станем!
Все вместе.
Очень вас просим, вы нас простите,
И поздравления наши примите!
Мальчики вручают девочкам, мамам и бабушкам подарки. Звучит музыка.
Праздник продолжают развлекательные конкурсы для мам, бабушек и девочек.
Спортивно-игровой праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Ведущий. Наш праздник посвящён защитникам Отечества: тем, кто когда-то в бою отстаивал свободу своей Родины и погибал за неё, тем, кто сейчас охраняет наши рубежи, и тем, кому ещё предстоит стать защитником Отечества.
1-ый ученик. Спать легли однажды дети,
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны!
2-й ученик. Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдан на поле боя
За народ, за нас с тобой...
3-й ученик. Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым,
Слава павшим и живым-
От души спасибо им!
4-й ученик. дата есть особого значения-
Сыновей отважных день рожденья.
Весь народ российский в эту дату
Шлёт привет матросу и солдату.
Ведущий: Поздравляем всех мужчин с праздником. Желаем быть сильными, ловкими, смелыми.
5-й ученик. По плечу победа смелым,
Ждёт того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит,
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Конкурс 8. Ведущий читает командам по очереди фразеологизмы. дети объясняют их смысл.
Рыцарь без страха и упрёка. (Смелый, великодушный человек.)
Рыцарь плаща и кинжала. (Тайный убийца и грабитель.)
Ехать стремя в стремя. (Ехать рядом.)
Рыцарь на час. (Слабовольный человек, не способный к длительной борьбе ради благородной цели.)
Встать на дыбы. (Не соглашаться с кем-либо.)
Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)
Конкурс 9. Ученики должны с завязанными глазами найти своих пап среди всех мужчин, сидящих в классе.
Конкурс 10. В классе спрятан пакет. Команды должны найти его и
выполнить содержащееся в нём задание. (В пакете лежат конфеты и
задание: «Молодцы! Вы первые обнаружили пакет. Приз надо разделить
между всеми участниками соревнований».)
Ведущий: Заканчивая наш праздник, мы хотим ещё раз поздравить мужчин с днём защитника Отечества. Послушайте шуточные стихи Н. Ботовой.
1-й ученик. В школу папы прибежали,
Ух, народу сколько тут.
Где же будут состязанья?
Где награды раздают?
2-й ученик. Папа наш- великий мастер,
Может полку смастерить.
Только к нам соревноваться
Он не думает спешить.
З-й ученик. А наш папа- молодец, На работе лучший спец, Мы на старт его поставим И выигрывать заставим.
4-й ученик. Папа наш с большим успехом В состязаньях выступал, Полпути с скакалкой прыгал, Полпути бегом бежал.
5-й ученик. Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
б-й ученик. делу время- час забаве, Команда первая- направо, Тут- вторая становись. Состязанья начались!
Конкурс 1. Передать мяч через голову от первого до последнего игрока и обратно.
Конкурс 2. Ученики должны пройти по кочкам (лежащим на полу дощечкам), не упав с них.
Конкурс 3. По полу разбросаны « шашки» (круги, вырезанные из бумаги). Ведущий вызывает по одному участнику из каждой команды, которые должны «разминировать поле», т. е. собрать разбросанные «шашки». Побеждает тот, кто соберёт больше «шашек» за определённьтй промежуток времени.
Конкурс 4. Ведущий задаёт вопрос первой команде. Отвечать может любой игрок. Если ответа у команды нет, может ответить вторая команда и получить очко. Затем задаётся вопрос второй команде.
ВОПРОСЫ:
1. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)
2. Почему копьё и щит — неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе. Щит защищает, копьё поражает.)
3. Кто сказал: «Тяжело в ученые, легко в бою?» (А.В .Суворов.)
4. Как называют бойца невидимого фронта» ? (Разведчик.)
5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга.)
б. Как назывались наплечные знаки в русской армии и флоте?(Погоны, эполетьи.)
Конкурс 5. Игра «Патроны на передовую». Ведущий даёт каждой команде ложку и шарик. Ученики должны по очереди добежать до конца класса и обратно, не уронив шарика, который лежит в ложке.
Конкурс б. Ведущий даёт каждой команде мешочек с песком. Ученики должны по очереди бросить мешочек и попасть в ведро. Засчитывается количество попаданий в цель.
Конкурс 7. Учитель заранее готовит карточки, на которых записаны слова: манекенщица, балерина, солдат, гусь. По два участника из каждой команды берут по одной карточке и показывают походку соответствующего человека или животного.
История праздника
23 февраля – День Защитника Отечества
Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были неотьемлемой частью величия российского государства. В истории войн и сражений советского периода имеется немало знаменательных дат, связанных с крупными победами Красной армии, которые сыграли важнейшую роль в истории России. Эти победы и сражения вызывают у наших школьников, молодежи законную гордость за страну и живой интерес к ее истории.
23 ФЕВРАЛЯ – День Защитника Отечества
Свыше семи десятилетий 23 февраля в нашей стране отмечался как праздник — день Советской армии и Военно-морского флота. История возникновения этого праздника такова.
Решение о создании рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было принято 15 (28 по новому стилю) января 1918 г. и оформлено декретом Совнаркома.
18 февраля 1918 г. после того, как Троцкий сорвал подписание мира, немецкие войска перешли в наступление по всему Восточному фронту почти распавшейся старой русской императорской армии — от Финского залива до устья Дуная. Основной удар направлялся на столицу Советской республики — Петроград.
Пользуясь своим численным и техническим превосходством, враг к 21 февраля захватил значительную часть Белоруссии, Украины и Прибалтики. На северо-западе немцы вышли на псковское направление. Смертельная опасность для Отечества нарастала с каждым часом.
21 февраля советское правительство обратилось к народу с декретом-воэзванием «Социалистическое отечество в опасности!». 22 и 23 февраля стали днями массовой мобилизации рабочих на защиту молодой Советской республики. В результате только питерские предприятия послали на фронт около 20 тыс. бойцов. В Красную армию записывались многие солдаты Северного и Западного фронтов.
В результате на многих участках в Эстонии и Латвии, под Ревелем, Нарвой и Псковом, в Белоруссии сопротивление немецким войскам усилилось, там происходили ожесточенные бои. Так, в сводке германской Главной квартиры (Ставки) отмечалось, что южнее Пскова германские войска «натолкнулись на упорное сопротивление». Немецкое
командование признавалось, что в боях за Псков их войска понесли большие потери.
Поэтому именно те февральские дан 1918 г., дни всеобщей мобилизации и героической оборонных наших северо-западных рубежей, в действительности и стали днями рождения Красной армии. Не случайно Исполком петроградского Совета объявил один из этих дней —23 февраля 1918 г. днем защиты социалистического Отечества. Эго определение, как мы видим, очень похоже на название пращника, которое утвердила Госдума в феврале 1995 г.
Предложения организовать день Красной армии рождались едва ли не сразу после ее создания и затем возникали неоднократно, Речь при этом велась не о государственном празднике, а об агитационном разовом мероприятии, каковых в годы Гражданской войны проводилось немало. Среди них дни «красноармейца-фронтовика», (красного офицера» и др. Например, 3 января 1919 г., по постановлению ВЦИК, на всей территории РСФСР проводился день винтовки с целью мобилизовать население на сдачу находящегося у него на руках оружия а соответствии с декретом СНК от 10 декабря 1918 г. А по постановлению комиссии при ВЦИК, на воскресенье 9 февраля 1919 г. намечался день Красного подарка с целью собрать материальные и денежные средства для Красной армии.
В первые дни января 1919г. вспомнили и о приближающейся годовщине декрета СНК об организации РККА. 10 января председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в Президиум ВЦИК письмо с предложением отпраздновать годовщину создания Красной армии, приурочив празднование к 28 января (по новому стилю), дню издания декрета, или к ближайшему воскресенью до или после 28 января. Но в связи с тем, что за короткое время сложно было организовать и подготовить все многочисленные мероприятия, предлагавшиеся Подвойским, было принято решение приурочить день празднования Красной армии ко «дню Красного подарка», который имел прямое отношение к Красной армии. 5 февраля «Правда» и другие газеты опубликовали следующую информацию:
Устройство дня Красного подарка). ло всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января.
Следует также отметить, что в постановлении Президиума ЭЦИК, принятом 18 января 1923 г., впервые после 1919 г. объяснялась причина празднования дня Красной армии именно 23 февраля. В документе утверждалось: ((23 февраля 1923 г. Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет то назад, был опубликован декретах Совета Народных Комиссаров от 15 января того же года, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры.
В 1938 г. вышла в свет «История ВКГТ (б). Краткий курс», з которой излагалась новая версия происхождения даты праздника 23 февраля, совершенно не связанная с декретом СНК от 15 (28) января 1918 г. В книге утверждалось, что в 1918 г. под Нарвой и Псковом и Немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма — 23 февраля — стал днем рождения молодой Красной Армии.
В приказе Народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 г. И.В. Сталин, исходя из задач войны, подкорректировал вьшеприведенную формулировку: ‘Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну. наголову разбили немецких захватчиков под Псковом, и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день
23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии.. С февраля 1946 г. Красная армия стала называться Советской армией, и название праздника, соответственно, изменилось надень Советской армии и Военно-морского флота.
В феврале 1995 г. Госдума приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Поскольку Вооруженные силы Российской федерации являются правопреемниками Вооруженных сил СССР, армейский праздник вошел в перечень дней воинской славы. И сейчас мы отмечаем 23 февраля как день победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — день защитников Отечества.
Современных воинов звание защитника Отечества обязывает ко многому. В сложных, нестабильных условиях начала нового века важно сохранить славные традиции российской армии и передать их молодежи, которая будет способна удержать в своих крепких руках знамя нашей великой и свободной Родины.
Осторожно, огонь
Класс оформлен плакатами, рисунками на противопожарную тематику.
Примерное содержание лозунгов и плакатов:
Спички не тронь,
В спичках огонь!
Чтобы в ваш дом
пришла беда,
Будьте с огнем
гОсторожны всегда.
НЕ играй , дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички невелички
Может дом сгореть дотла.
На стендах выставлены детские книги:
Ж и т ков. «Пожар в море», «дым», «Пожар»;
Л. Н. То л ст о й. «Пожар», «Пожарные собаки»;
Е. Пер мя к. «Как огонь воду замуж взял»;
Ю. Я ков лен. «Кто о чем поет»;
С. Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;
К. Чуковский, «Путаница»;
Г. Ц ы ф е р о в. «Жил на свете слоненок».
Ведущий.
Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшей стихии.
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и па производстве
1 ученик.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
2-й ученик.
В рзботе .электроросварщика используются полезные свойства огня.
Ты видел, как он
Управляет огнем?
Железная маска
Надета на нем.
Вот строится дом — Посмотри поутру:
Он в стеганой куртке
Сидит на ветру.
Варил он опоры
Могучих мостов,
Варил он суда
Из огромных листов...
Железо с железом
Он может сварить!
Он добрый волшебник,
Что тут говорить?!
Ведущий.
Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
3-й ученик.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он эмейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
4-й ученик.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит Листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищный делает бросок!..
5-й ученик.
да, огонь бывает разный — бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
б-й ученик.
Злой огонь — огонь пожара,
Злой огонь — огонь войны!
От безжалостного жара
дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!
Ведущий.
Часто пожары возникают по вине школьников.
Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.
Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор.
Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах ЖИЛЫХ домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
1-й ученик.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-Невелички
Может дом сгореть дотла.
2-й ученик.
Младшим братьям и сестричкам
Пионеры говорят:
<(Крепко помните, что спички — Не игрушка для ребята!
3-й учёник
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого лугача
Путь обычный до врача!
4й ученик.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может быть беда большая
для построек и людей.
В еду iц и й.
Очень опасна шалость с легковоепламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин. ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьямя.
Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включенный утюг или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их или другие электрические приборы.
Звучит грамзапись песни В. Шаинского и Л. Ошанина «Песенка <О1ь.
5-й ученик.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит — три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
б-й ученик.
Этот дядя не жалеет, что в лесу
Окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
«Как же Вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
7-й ученик.
Кто от молнии спасает?
Это молнинеотвод!
Он в грозу нас не подводит
В землю молнию уводит.
8-й ученик.
При пожаре,
При пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре,
При пожаре
Набирают еНоль-одинi!
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожяе сторонятся — Пожарные торопятся!
Ведущий.
Но иногда в жизни случается и так, как я писано в стихотворении с. я. Маршака сказ о неизвестном героев.
1-у ч е н и к.
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Илхуг фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Ведущий.
Вот таких героев, ваших сверстников, в нашей стране, сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасало государственное имущество.
Юных героев награждают медалями <(За отвагу на пожаре. О некоторых из них рассказывает диафильм, который так и называется За отвагу на пожаре..
Ведущий объявляет конкурс «Отгадай з
1. Выпал на пол уголек,
деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой).
2. Если младшие сестричкя Зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички те ... (Отнять).
3. Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстро все ... (убрали).
4. Шипит и элится, Воды боится, С языком, а не лает, Вез зубов, а кусает. (Огонь.)
5. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от элости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь).
Подведение итогов.
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи
Потому чтот отважным
Эпоха принадлежит.
Предвидеть и предупредить –
правила поведения учащихся в зимний период времени
Лед. Безопасность на льду
При отрицательной температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое, кристаллизуется образуя ЛЁД. по происхождению лед бывает атмосферный (град, иней, снег), водный (ледяной покров), внутриводный донный), грунтовый (промерзший грунт), натечный (намерзшая вода, сосульки) ледниовый, искусственный.
С приходом зимы и наступлением морозов водоемы покрываются льдом. Характер льда, его толщина, прочность во многом зависят от температуры воздуха:, продолжительности морозов, состава воды, скорости течения. Ровный, гладкий, однородный лед образуется на защищенной от ветра поверхности воды. Он характеризуется отсутствием на его поверхности различных предметов, кусков льда, торосов, снежных сугробов.
При равных условиях в пресной воде лед образуется быстрее и бывает толще, чем в соленой. Постоянно низкая температура воздуха приводит к образованию ледостава.
После образования ледостава лед используется в качестве сезонных переправ для пешеходов, автомобильного и гужевого транспорта. Во льду прорубаются места для забора воды. Лед используется при проведении активного отдыха и развлечений: катание на коньках, санях, лыжах, проведение походов, соревнований, спортивных и подвижных игр, рыбной ловли.
Наряду с положительными сторонами ледостав характеризуется наличием реальных опасностей. Это связано с возможностью падения человека в результате скольжения и получения травмы, неожиданного проламывания льда кипопадания в холодную воду или под лед, в прорубь, полынью, трещину, прибрежных льдов с людьми и техникой, переохлаждение в случае длительного пребывания на льду в холодную погоду. Особую опасность представляет пребывание людей на льду в условиях ограниченной видимости: ночь, туман, снегопад,
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться а прочности льда помощью палки. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда.
° Катеторически запрещается проверять прочность льда ударами ног.
о Во время движения по льду следует обращать внимание на его поверхность, обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение. родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п. Безопасным для перехода пешехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметров.
о При переходе по льду необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5б метров и быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди. Перевозка малогабаритных, но тяжелых грузов производится в санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
о Пользоваться площадками для катания на коньках на водоемах разрешается только после тщательной проверки прочности льда, Толщина льда должна быть не менее 12 сантиметров, а при массовом катании — не менее 25 сантиметров.
При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Если имеются рюкзак или ранец, необходимо их взять на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его характером.
На ледовых переправах КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• Пробивать лунки для рыбной ловли и других целей
• Переход и проезд в неогражденных и неохраняемых местах.
"Наш друг – светофор”
Ведущий Начинаем разговор
Про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.
(поднимает красный кружок)
Красный глаз его горит
- Сядь поближе,- говорит.
(поднимает желтый кружок)
Вот он смотрит желтым глазом:
- Приготовиться к рассказу.
(поднимает зеленый кружок)
Вот горит зеленый глаз –
Начинается рассказ.
Утром во вторник, ворча на людей,
Брел по проспекту колдун – чародей.
Мрачно за щеку держался рукою-
Зубы ему не давали покою.
Больше всего донимал коренной-
Самый волшебный и самый больной.
Думал колдун: "Ах вы, зубики бедные!
Что бы придумать мне вредное, вредное?
Что бы такое сейчас совершить,
Чем бы мне всех напугать, устрашить?
Ну-ка, начну-ка сейчас колдовать!
Эники- беники- восемью пять!
Что он такое зловеще бормочет?
Что он ужасное выдумать хочет?
Может, сказавши такие слова,
Сразу же он превратится во льва?
Может он станет огромным, как башня?
Это, конечно, немножечко страшно.
Нет, он задумал других напугать:
Эники- беники -восемью пять!
Только лишь вымолвить это успел он,
Зубом волшебным едва проскрипел он-
Все светофоры исчезли вокруг,
Все переходы растаяли вдруг.
(уч-ся прячут круги за спину)
Вы представляете, что натворил он,
Что наскрипел он, наговорил он?
Как же теперь нам проехать, пройти?
Что теперь может произойти?
(уходят)
Тут, наверное, скажет кто-то
- Это что за колдовство- то!
Это что за волшебство-
Не случилось ничего!
Ну исчезли переходы-
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти!
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет…
Может в нем и толку нет?
Что я слышу?
Вот те на!
Вот так рассужденья!
Позабыл про колдуна я от удивленья.
А как раз по мостовой шел трамвай сороковой.
На автобус сорок третий
Мчалась "Волга” словно ветер.
Грохотал тяжелый ”МАЗ”:
-Cветофор, открой свой глаз!
Видишь, мчится транспорт встречный
По дороге поперечной!
Срочно нужен красный свет!
Светофоров больше нет!
Переходы стерлись тоже!
-Эй, куда же ты, прохожий!
Возвращайся с мостовой!
Ты рискуешь головой!
А за ним уж трое сразу
Проскочили перед "МАЗом”!
Вот уже толпа идет
Через улицу вразброд!
Это все уже не шутки-
Прямо страшно! Просто жутко!
Вот один уже упал,
Чуть под "Волгу” не попал!
Тормоза визжат с разгона,
На дыбы встают вагоны.
А у вздыбленных машин
Дым клубится из-под шин!
Ох, какие страсти на проезжей части!
Проезжайте как хотите!
Где хотите – проходите!
Свалка! Пробка! Чехарда!
Ну кому теперь
В ту же пробку на беду
Влез и ужасный зловредный колдун.
Спасся едва от автобуса он,
Стукнулся лбом о трамвайный вагон.
Вылетел зуб у него коренной,
Самый волшебный и самый больной!
Зуб куда-то укатился-
Беспорядок прекратился.
Испарилось волшебство,
Словно не было его.
"Ну!”- сказал колдун ужасный,-
Все теперь мне стало ясно!
Шишку я поставил из-за этих правил!
Значит даже колдуны
Нарушать их не должны.
Говорят, что колдунишка
Не колдует с этих пор…
А тебе мигает с книжки
На прощанье светофор.
Для тебя горят они
Светофорные огни.
Красный – стой!
Желтый – жди!
А зеленый – проходи!
Частушки
Я сегодня изучаю
Правила движения,
Чтоб немножко разрядить
Ваше напряжение.
Это всем должно быть ясно,
Даже тем, кто ходит в ясли
Должен знать ты каждый знак,
Он стоит не просто так.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Должен знать ты каждый знак,
Он стоит не просто так.
Игра " Светофор”
Ведущий -Программа наша к концу подошла
Теперь от вас ждем дружный ответ.
Если знаете – хором ответите, да или нет.
1вопрос Быстрая в городе нашем езда.
Правила знаешь движения?
(да)
2вопрос Вот в светофоре горит красный свет.
Можно идти через улицу?
(нет)
3вопрос Ну, а зеленый горит? Что тогда?
Можно идти через улицу?
(да)
4вопрос В автобус сел, не взял билет.
Так поступать полагается?
(нет)
5вопрос Старушка, преклонные очень года,
Ты место уступишь ей в транспорте?
(да)
6вопрос Тебе не исполнилось 14 лет,
На велике можно по улице?
(нет)
7вопрос Играть на проезжей части всегда
Разрешается нашим ребятам?
(нет)
Ведущий Как проехать, как пройти,
Где налево, где направо
Обо всём узнаешь ты
Из дорожных правил.